Обязательная "автогражданка", задуманная как решение проблем автомобилистов в случае ДТП, на практике часто оборачивается против добросовестно застраховавшихся водителей. По мнению большинства автовладельцев, страховые компании придумывают любые причины, лишь бы не выплачивать положенное по договору возмещение, пишет газета.
Российская газета,
23 марта 2006 г.
Капризы автогражданки 1366 просмотров
Как получить деньги по страховке?
Обязательное страхование автогражданской ответственности, задуманное как решение проблем автомобилистов в случае дорожно-транспортных происшествий, на практике часто оборачивается против добросовестно застраховавшихся водителей. По мнению большинства автовладельцев, страховые компании придумывают любые причины, лишь бы не выплачивать положенные по договору десятки и сотни тысяч рублей возмещения. Авария, в которую попал ростовчанин Ярослав Плешаков, для него самого закончилась благополучно. А вот служебный ВАЗ-21120 изрядно пострадал: помялись оба крыла, капот, двери, продавилась крыша. Ровно за год до этого автомобиль был застрахован фирмой в одной крупной ростовской страховой компании. Однако получить возмещение оказалось гораздо труднее, чем обещали страховщики при заключении договора. - По правилам компания-страховщик в течение трех дней должна произвести осмотр поврежденного автотранспортного средства и составить акт осмотра, - рассказывает Ярослав. - Наша фирма письменно попросила страховщиков организовать осмотр и независимую экспертизу автомобиля. Не получив ответа в положенный срок и не дождавшись страховщиков, я самостоятельно обратился в областной центр экспертизы. Независимый эксперт быстро прибыл, составил акт осмотра и рассчитал стоимость ущерба, подлежащего возмещению. Общая сумма выплат, которую Ярослав ожидал получить от страховщиков, составила 96 тысяч рублей, куда вошли сам ущерб машине, стоимость услуг по эвакуации поврежденного автомобиля и оплата экспертных услуг. - Мы представили данный отчет и ряд документов для получения страхового возмещения, в приеме которых было отказано в связи с тем, что экспертиза причиненного ущерба была проведена не теми экспертами, которых рекомендовал страховщик, - комментирует Наталья Демина, юрист фирмы - владельца автомобиля. - Хотя и в Правилах страхования, и в самом договоре страхования проведение экспертизы в любой экспертной организации по выбору потерпевшего не запрещено и не может быть запрещено, так как это противоречило бы гражданскому законодательству. Не придя к пониманию, страховщик и страхователь продолжили споры в суде, где для признания правоты Ярославу пришлось предъявить целый пакет подтверждающих документов. Итогом шестимесячной тяжбы стало судебное решение о выплате водителю оспариваемых 96 тысяч. В удовлетворении морального ущерба было отказано. Этот случай, к сожалению, не единственный в нашем регионе, когда страхователь получает свое возмещение через суд. Еще одним бичом для автовладельцев является искусственное затягивание процедуры оценки ущерба и выплаты возмещения: страховщики заставляют собирать кипу бумаг, не всегда нужных, которые успевают устаревать в процессе их сбора. Редко какой страхователь способен снова и снова собирать пакет этих документов, чтобы все-таки отстоять свою точку зрения. Обычно человек, и без того находящийся в состоянии стресса после ДТП или угона его машины, машет на все рукой и соглашается с теми вариантами возмещения, которые предлагает страховщик. Но это не означает, что автовладельцы могут спокойно ждать, пока система страхования отрегулируется самостоятельно. Чаще всего права клиента нарушаются из-за его правовой неграмотности. По этой причине специалисты советуют внимательно прочитать договор страхования, прежде чем подписать его. Девять из десяти водителей подписывают его, не читая, а даже из тех, кто читает, - 90 процентов не понимают смысла прочитанного. Проще взять бланки договоров у разных компаний и сделать их правовой анализ у юриста, ведь дешевле обойдется это до наступления страхового случая. К слову, мелкими нарушениями страхового законодательства грешат не только недобросовестные страховщики, но и сами клиенты. В судебной практике отмечены случаи, когда желающий заработать легкие деньги водитель всеми правдами и неправдами пытается завысить сумму ущерба, искусственно раздувая масштабы ДТП. Часто при этом более ранние повреждения на корпусе машины выдаются за последствия страхового случая. Страховщикам приходится доказывать случаи фальсификации экспертным путем - налет ржавчины всегда выдает возраст повреждения. - Иногда клиенты мошенничают, умышленно скрывая время и обстоятельства ДТП, хотя срок обращения строго оговорен законом: три дня после страхового случая, - рассказывает Сергей Пчелинцев, юрисконсульт одной из страховых компаний. - В январе наш аварийный комиссар, прибыв для осмотра машины, якобы только что разбитой в аварии, обнаружил автомобиль мирно стоящим на стоянке. Более недели тогда шел снег, а асфальт под машиной был сухим, то есть водитель бессовестно лгал, рассказывая о только что произошедшем ДТП. Где, что и по чьей вине произошло - загадка. Комментарий Татьяна СОЛОМИНА, адвокат: - Введение ОСАГО мотивировано заботой о пострадавших, борьбой с так называемыми автоподставами и гарантиями выплат за поврежденные авто. На практике же страховщики часто обманывают клиентов, подставы процветают, а выплаты в большинстве случаев идут с большим опозданием и меньше положенных. Причем особенно любят тянуть время именно крупные фирмы, уверенные в своих силах. Им многое сходит с рук: большинство клиентов, так и не дождавшись окончания бесконечных процессов, ремонтируют автомобиль самостоятельно. Специалисты неоднократно акцентировали внимание на хитрости формулировки закона об оценочной экспертизе. Формально экспертизу проводят независимые эксперты-оценщики, но по другой норме именно страховщикам поручено организовывать такую экспертизу. Они могут выбирать из разных экспертов. Они оплачивают такую экспертизу и фактически курируют эксперта в этой сфере, что приводит к занижению ущерба в пользу страховых компаний. Идея автогражданки разумна при условии, что страховые тарифы будут посильными для не самых состоятельных автовладельцев, а страховые выплаты Ч производиться быстро и в полном объеме. Кстати Новый способ злоупотреблений в сфере ОСАГО придумали в Карачаево-Черкесии. В городском суде Черкесска рассмотрено несколько уголовных дел в отношении страховых агентов, которые клали себе в карман по нескольку тысяч рублей с каждого оформленного полиса. Так, Зульфия Джафарова, сотрудница черкесского филиала страховой компании, разбогатела почти на 43 тысячи рублей. В период с 24 сентября 2004 года по 17 июня 2005 года она застраховала по ОСАГО четыре человека. Клиентам она выписывала полис на одну сумму, во второй лист, который остается у страховщика, вносила уже другую - заниженную, а разницу клала себе в карман. Против Джафаровой было возбуждено уголовное дело по части 3-й статьи 160-й и части 2-й статьи 327-й УК РФ. Учитывая, что женщина ранее не была судима, ее положительно характеризовали на прежних местах работы, а также тот факт, что у нее на иждивении находятся двое детей, судья Черкесского городского суда Наталья Привалова приговорила ее к трем годам лишения свободы условно и обязала возместить компании причиненный вред.
Вадим ДАВЫДЕНКО, Ростов-на-Дону
Вся пресса за 23 марта 2006 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
20 июня 2025 г.

|
|
ПРАЙМ, 20 июня 2025 г.
Балицкий на ПМЭФ заявил о необходимости принять программу о военных страховых рисках

|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 июня 2025 г.
Стоимость страхования жилья в США достигла рекордного уровня, доступность на минимуме

|
|
СенатИнформ, 20 июня 2025 г.
В СФ разрабатывают нормы о страховании военных рисков

|
|
ТАСС, 20 июня 2025 г.
Хуснуллин: вопрос страхования рисков инвесторов в Донбассе и Новороссии почти решен

|
|
РИА Новости, 20 июня 2025 г.
Хуснуллин: вопрос страхования рисков в новых регионах почти решен

|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 июня 2025 г.
Инфляция: многогранный риск, с которым сложно справиться даже страховщикам

|
|
Клопс.ru, Калининград, 20 июня 2025 г.
Страховщики рассказали, сколько купивших ОСАГО калининградских водителей обошлись без аварий

|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 июня 2025 г.
Поддерживаемая правительством Израиля схема страхования покроет большую часть потерь в результате конфликта

|
|
Самарское обозрение, 20 июня 2025 г.
Самарская «Объединенная страховая компания» отмечает 35-летие со дня основания

|
|
speedme.ru, 20 июня 2025 г.
Страховка стала роскошью в России: под ударом оказались владельцы китайских машин

|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 июня 2025 г.
Таиланд внедрит страхование для мигрантов из-за нагрузки на систему здравоохранения

|
|
Казахстанская правда, 20 июня 2025 г.
Государственную страховую организацию создадут в Казахстане

|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 июня 2025 г.
Судоходство через Ормузский пролив становится дороже: страховые премии выросли на 60% на фоне ближневосточной эскалации

|
|
Финмаркет, 20 июня 2025 г.
В январе-марте сборы по страхованию грузов увеличились на 24,1%, выплаты - на 67,7% - ЦБ РФ

|
|
Парламентская газета, 20 июня 2025 г.
По европротоколу при разногласиях водителей выплатят до 200 тысяч рублей

|
|
МК в Калмыкии, 20 июня 2025 г.
В Калмыкии обсудили страхование ответственности автовладельцев

|
|
ТАСС, 20 июня 2025 г.
ВТБ согласовал параметры продажи «Росгосстраха»

|
 Остальные материалы за 20 июня 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|